Артур Белостоцкий («Заварили бизнес»)

--

Какую роль в подкасте играет продюсер? Как начать повсюду видеть истории? И зачем заниматься реверс-инженирингом американских подкастов? Мы поговорили с Артуром Белостоцким, продюсером подкаста «Заварили бизнес» и создателем телеграм-канала про подкасты «Белостоцкий».

«Заварили бизнес» — аудиосериал о девушке, Саше Волковой, которая открыла в Москве кофейню и пытается не прогореть. Мы рассказываем об этой истории с точки зрения бизнеса. «Заварили бизнес» —контентный проект компании «Эвотор», мы делаем его в рамках издания «Жиза».

До того, как появился подкаст, у Саши уже был телеграм-канал @zavareelee, в котором она рассказывала про кофейню. Я решил попробовать переупаковать эту же историю в подкаст.

Обложка подкаста «Заварили бизнес»

Какая, собственно, моя роль во всем этом деле? Я пишу сценарии, беру интервью у Саши, продумываю драматургию эпизодов, делаю черновой монтаж. Ну и в целом отвечаю за то, чтобы подкаст выходил. Вот что в данном случае значит «продюсер».

Это мой первый опыт создания подкаста, и пока единственный. Обычно я больше занимаюсь редакторской работой — пишу и редактирую статьи в «Жизе», руководство пользователя «Эвотора», и так далее.

Когда я начал делать подкаст, мне было абсолютно непонятно, как устроены подкасты-сериалы. Я знал, что есть подкасты-интервью, с ними все просто — звонишь человеку, говоришь с ним, выкладываешь результат. Может быть, музыку еще добавляешь. А вот как сделать сериал?

Понимание пришло, когда я наткнулся на StartUp — подкаст основателя студии Gimlet Алекса Блумберга. Первый сезон — реальная история того, как Алекс создает Gimlet. Он навел меня на мысли о том, как наш подкаст мог бы звучать.

Дальше я взял первый эпизод StartUp и сделал реверс-инжениринг, посекундную транскрипцию (по ссылке реальная транскрипция! —прим.ред.). Обнаружилась интересная вещь. Выпуск сорокаминутный, он слушается на одном дыхании и кажется абсолютно цельным. Но на самом деле каждые 10–15 секунд звук в нем становится другим — голос рассказчика в студийном варианте сменяется записью уличного разговора, или речью того же рассказчика, но записанной в других условиях. Появляется музыка, и так далее.

Набор Артура для создания подкастов

Получается как в кино — зритель не замечает смены планов и монтажных склеек, но они дают динамику.

Пока это больше на уровне эталона, к которому мы хотим стремиться: хотелось бы приблизиться к StartUp или This American Life. Но идем, кажется, в правильную сторону.

Вообще, моя глобальная цель — сделать русский Gimlet, ну или российский Netflix в мире подкастов. У нас сейчас нет таких компаний, а в Штатах уже десяток, слушателям есть из чего выбрать. А ведь как раз сейчас многие люди готовы как-то экспериментировать с аудио и давать деньги.

Еще есть две цели поменьше.

Во-первых, просто продолжать выпускать подкаст хотя бы год. «Заварили бизнес» идет трудно, поэтому это настоящий челлендж.

Во-вторых, в России много людей, которые хотят попробовать делать свой бизнес, но боятся. Мы хотим сделать подкаст, позволяющий слушателю настолько погрузиться в историю, что он почувствует себя в предпринимательской шкуре. Если это поможет людям поверить в себя и попробовать сделать что-то свое, будет очень круто.

Я живу в Ульяновске. Саша, как и ее кофейня, находится в Москве. У меня нет возможности часто приезжать, поэтому мы все делаем удаленно. Получается довольно трудозатратно.

Как это вообще работает?

Во-первых, мы купили Саше рекордер и петличный микрофон, и она таскает с собой этот рекордер, старается все время что-то записать — разговоры с партнерами, с друзьями про бизнес, и так далее.

Артур тоже постоянно записывает все на аудио, даже во время образовательной поездки в Израиль

Во-вторых, мы раз в неделю созваниваемся с Сашей по скайпу. Она садится перед рекордером у себя дома, и я беру у нее что-то вроде интервью — прошу рассказать, что происходит у нее в жизни, в кофейне. После этого она присылает мне запись и я начинаю с этой почти двухчасовой записью работать, пытаясь вытащить что-то интересное: делаю расшифровку, пишу текстовый сценарий, записываю монологи рассказчика (то есть себя) и делаю черновой монтаж.

Дальше я отдаю то, что получилось, на финальный монтаж — с ним нам помогает Лев Пикалёв из «Подкастерской», он наводит лоск и делает хороший звук.

Что мы поменяли с первого эпизода? В основном, производственные процессы.

Раньше Саша говорила, глядя в стену и записывая себя на iPhone — оказалось, что такие монологи довольно сложно сделать убедительными на слух. Теперь я беру у нее интервью—хотя изначально казалось, что получится плохо (если вырезать мои вопросы, останется ощущение какого-то ущербного диалога без половины реплик). Вышло, наоборот, здорово—кажется, что Саша обращается лично к слушателю.

Саша и Артур во время записи

Кроме того, в первых выпусках Саша сама делала дубли — когда у нее что-то не получалось сказать, она заново записывала целый кусок эпизода. В результате, при записи первого выпуска получилось около 3 часов сырого аудио. На то, чтобы все послушать, выбрать нужные дубли и смонтировать последовательную историю, у меня ушел месяц. Сейчас мы научились делать эпизод за две недели.

Что посоветовать тем, кто хочет делать подкасты? Для меня всегда самым сложным была идея. Важно войти в какое-то особое состояние, когда начинаешь за любым человеком видеть историю.

Для этого, например, возьмите кого-то из вашего окружения, кто вам интересен, и попросите его или ее на диктофон рассказать историю своей жизни. Расспросите, как он или она пришли к тому делу, которым занимается сейчас. Есть большая вероятность, что вы услышите интересный рассказ. Получите и важный опыт (не так уж часто человек рассказывает вам всю свою жизнь), и аудио, которое может стать первым эпизодом подкаста.

Занятие подкастами дало мне импульс к тому, чтобы повсюду искать истории — сейчас вижу в каждом человеке, которого встречаю, возможность для подкаста. Ищите истории вокруг себя, интересуйтесь другими людьми и не стесняйтесь задавать им вопросы.

Напоследок — что я слушаю сам.

Если вы хотите делать нарративные подкасты, то никак нельзя пройти мимо This American Life. В нем проще всего подслушать, как из, казалось бы, очень простых элементов — музыки, интервью и голоса рассказчика — складываются истории, от которых невозможно оторваться.

Еще мне нравится Heavyweight, его делает Gimlet, о которых я выше говорил. Это подкаст про гештальты, которые люди пытаются закрывать вместе с ведущим.

Например, в одном из последних выпусков рассказывается история того же Алекса Блумберга, основателя Gimlet — двадцать лет назад он был на свадьбе у друзей и обещал записать аудиорепортаж о свадьбе и подарить молодоженам. Но за двадцать лет так и не нашел времени переслушать и смонтировать запись со свадьбы. И вот в подкасте он просит своего коллегу помочь смонтировать из многих часов аудио маленькую кассету, чтобы, наконец посмотреть в глаза своим друзьям.

Еще я люблю StartUp (про него говорил выше), Without Fail (про людей, которые добились чего-то в жизни—но в подкасте это подано не так, как обычно рассказывают истории успеха, а со всеми взлетами и падениями) и Longform (отличные интервью с журналистами и нон-фикшн писателями — например, с Айрой Глассом, основателем и ведущим This American Life).

Слушаю каждый выпуск подкаста «Про людей» Льва Пикалева — он берет интервью у интересных людей и хорошо дает им раскрыться. Еще хороший подкаст «Кристина, добрый день!» — интервью с подкастерами о подкастах. Интересно слушать, как и почему люди занимаются подкастами.

Подписывайтесь на «Подкасты Наступают» в Телеграме. Если ссылка не работает, канал можно найти поиском по названию.

--

--

Подкасты Наступают

Микромедиа про русскоязычные подкасты